Как развитие туризма помогает малому бизнесу

Одной из наиболее конкурентных на премии «Герои Городов» стала номинация «Индустрия гостеприимства». И для этого были причины.

Как развитие туризма помогает малому бизнесу

Эксперты, участвовавшие в церемонии награждения победителей, подчеркнули, что именно туриндустрия создает наибольшее количество рабочих мест в смежных отраслях. Это и строительство (в первую очередь, гостиниц), и общепит, и производство (и не только сувениров, но и тех же продуктов питания или мебели для отелей). Причем внутренний туризм в настоящее время важнее внешнего. Осознание этого особо остро почувствовала экономика в последние 3-4 года.

«Большой толчок для развития внутреннего туризма дала пандемия и закрытие границ. А это, в свою очередь, заставило местные власти задуматься о комплексном развитии российских городов: чтобы комфортно себя чувствовали и жители, и гости. Когда в ВЭБ.РФ придумывали программу подготовки управленческих кадров для 100 крупнейших российских городов, мы не зацикливались на туризме. Но когда стали выяснять наиболее актуальные потребности горожан, то обнаружилось, что есть 12 самых главных направлений, которые важны для всех, в том числе для туристов. Это ЖКХ, здравоохранение, образование, транспорт, инфраструктура, индустрия гостеприимства. То есть туризм – это один из локомотивов экономики», – подчеркнула главный управляющий партнер по городскому развитию ВЭБ.РФ Ирина Макиева. 

Повышению популярности российских регионов в глазах туристов способствует симбиоз малого бизнеса (который уже на месте формирует новые точки притяжения для гостей) и крупных корпораций, решающих более глобальные задачи. Но косвенно способствующих развитию предпринимательства на местах. Например, цифровые гиганты создают платформы, с помощью которых можно подобрать наилучшее место для открытия киоска или небольшого кафе. А туристов можно привлечь, в том числе, удобным общественным транспортом в регионах.

«В ближайшие три года жители регионов смогут оплачивать проезд в городском транспорте с помощью единой транспортной карты «Тройка» (и она уже действует в некоторых городах, например, в Костроме, Туле, Ставрополе и др.) , банковской карты или с помощью QR-кода на мобильном устройстве. Переход на современную систему оплаты проезда позволит создать удобные условия не только для местных жителей, но и будет способствовать развитию внутреннего туризма», – считает генеральный директор СберТройки Валерия Матюхина.

Однако даже при такой помощи со стороны крупного бизнеса без участия государства выжить и развиваться малым предпринимателям было бы крайне сложно. Инструментов их поддержки становится в последнее время все больше.

«Самая востребованная из них – льготное кредитование. Такие программы показывают наибольшую эффективность. Мы проводили исследования и выяснили, что получившие льготные кредиты предприниматели росли на 20-25% быстрее, чем в среднем по рынку. Многие регионы реализуют подобные проекты для малого бизнеса, есть целый ряд федеральных программ. А также симбиоз и тех, и других. Мне кажется, начинать свою деятельность любому бизнесу необходимо как раз с изучения таких возможностей для себя», – говорит заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Александр Дерюгин.

Новости